Дерево, кожа, ладан, перец — слова, которые в этом сезоне ищут на этикетках духов все модницы мира. Вместе с надписью pour homme. Парфюмерный критик о том, что говорят и думают мужчины о женщинах, которые пахнут как они.
За прошлое десятилетие, когда в парфюмерную моду вошел стиль унисекс, девушки успели привыкнуть к мысли, что ароматы — как ангелы: пола не имеют. Как оказывается теперь, зря — еще как имеют. Причем мужской.
В том, что красавицы XXI века утомились сахарной сладостью, цветочной душистостью, воздушной легкостью — всем тем, что делает женские ароматы женскими, — и все чаще посягают на бутылочки с надписями pour homme и for men, нет ничего нового. Шекспировская Виола из «Двенадцатой ночи» ради высокой цели не побрезговала одеться в камзол дворянина. Рязановская Шурочка Азарова с помощью корнетских эполетов доказывала, что не глупа и не жеманна. Писательница Жорж Санд в брюках и Марлен Дитрих во фраке, стрижки- гарсоны флаперш 1920-х и угловатая прическа Грейс Джонс 1980-х — мужская территория давно и повсеместно колонизирована женщинами.
Достижения парфюмерии — индустрии ароматных аксессуаров — в арсенале столь же давно. Мужественно, с чувством собственного превосходства звучали суровые, жесткие женские шипры: Bandit от Robert Piguet, созданный в 1944-м, на пике вынужденной моды на брутальную линию плеч и шинельное сукно, — и Diorling от Christian Dior, выпущенный в 1963-м, за три года до того, как сен-лорановский Le Smoking поразил искушенный Париж. Эти духи и сегодня дадут фору большинству современных мужских ароматов.
«Нужно быть невероятно женственной, чтобы уметь носить одежду, для женщин не предназначенную», — писал Ив Сен-Лоран, имея в виду смокинг. Это верно и для ароматов: требуется уверенность в своей женской привлекательности, чтобы добровольно пахнуть сухим деревом, удом, ладаном, мускусом, пер цем. По мнению редактора парфюмерной энциклопедии Fragrantica, мужской аромат сообщает об эксцентричности девушки, о том, что к ней нужно присмотреться: «Благодаря элементу неожиданности аромату for men легче выделить из толпы свою хозяйку». «Да и мужские запахи в XXI веке уже не те, что были когда-то, — дополняет немецкий парфюмер Марк Бакстон, автор ароматов для Givenchy и Comme des Garmons. — Они становятся женственнее — как и сами кавалеры, чья внешность далека от образа мачо 1950-х или 1970-х. На звучание композиций for men в наши дни повлияли нишевые бренды, отрицающие гендерное деление в ароматах. И мода на ориентальные запахи: в Индии, на арабском Востоке мужчины пользуются духами на основе розы или флердоранжа и не порицаются за это».
После успеха унисекс-аромата ck one, представленного Кэлвином Кляйном в 1994 году, и последовавшего цунами андрогинных духов парфюмеры начали заново нащупывать очертания и женственности, и маскулинности. Современная парфюмерная продукция для джентльменов-эльфов приятна, свежа и легка. Зачастую у этих ароматов — цветочное сердце или, напротив, томный и дурманящий ориентальный шлейф. Так что теперь и мужчинам надо быть уверенными в своей мужественности, чтобы носить, к примеру, Dior Homme Intense.
Немалую роль в утончении ароматов для мужчин сыграл. тонкий вкус их спутниц. Не секрет, что мужчины менее разборчивы и притязательны в выборе ароматов. Вы когда-нибудь встречали в бутике юношу, выбирающего духи для подруги и брызгающего Shalimar Initial на правое запястье, a Joy, Jean Patou, на левое? Обычно все ровно наоборот — жена покупает мужу парфюм. Согласно опросу, проведенному компанией NPD Group, изучающей разнообразные национальные рынки, более 70% парфюмерных покупок в мире совершают женщины. При этом, выбирая духи для любимого, женщины исходят из приятности запаха, который им придется обонять. То есть, чтобы хорошо продаваться, мужские запахи должны быть приятными для девушек. Доказательство тому — успех 1 Million от Расо Rabanne, обласканного не столько мужским, сколько женским вниманием.
Еще в первой половине прошлого века мужчины предпочитали легкие одеколоны, оставляя духи (я имею в виду концентрированные ароматы) дамам. Однако, по опросам, половину всех проданных во франции с 1966-го флаконов цитрусового одеколона Dior Eau Sauvage использовали не французы, а француженки! В итоге спустя 46 лет Дом Dior выпустил более интенсивную версию аромата — Eau Sauvage Parfum. А в прошлом феврале представил утяжеленную версию «Фаренгейта» — Fahrenheit Parfum. Прохлада стала слаще — намек, что диоровскую классику теперь могут носить поклонники обоих полов.
Или взять нидерландскую марку Puredistance — она славится тем, что выпускает ароматы только в концентрации духов, считая эту женскую форму единственно возможной. Шипровый М Puredistance с нотами перца, кожи и кедра или древесный Black Puredistance с аккордом дыма, амбры и тайны — формально мужские духи, но притягивают шаловливые дамские пальчики (как и флаконы из хрусталя Swarovski).
Сладкий цитрусовый Habit Rouge от Guerlain, свежий лавандовый Impact pour Un Homme с мягким ванильноамбровым шлейфом от Caron — список мужских (мужских ли?) духов с каждым сезоном все длиннее. Valentino Uomo от Valentino — десерт из шоколада, кофе и орехового крема джандуйя, столь популярного на севере Италии, — уже записывают в классику XXI века, хотя в этом месяце он только должен выйти в свет.
Игра без правил
Правило «цветочные ноты — основа женских ароматов, древесные -основа мужских» тоже в прошлом. Ирис, гвоздика, жасмин, роза -«гвозди» мужских ароматов. Хотя еще двадцать лет назад один из цветочных первопроходцев в мужской парфюмерии, Insense от Givenchy с магнолией, ландышем и пыльцой, остался непонятым. Но в 1995-м вышел лавандово-ванильный Le Male от Jean Paul Gaultier, в 2003-м — ирисовый Dior Homme, и мужские сердца растаяли.
В наши дни уже никого не смущает, что нежная нота нероли или масла цветов горького апельсина — первое, с чего начинается новый аромат for men Aqva Amara от Bvlgari. Он зелен и целомудрен: мужчин привлекает его свежесть, девушек — несложный характер.
В сердце прошлогоднего властного аромата Imperial от Boadicea The Victorious цветут жасмин и фрезии. Зеленая гвоздика, словно бутоньерка на лацкане Оскара Уайльда, украшает аромат The Green Carnation от Friendly Fur. Эти ароматы современных денди просто грешно не попробовать девушкам, которым так идут смокинги Saint Laurent Paris и Dolce & Gabbana. Dolmetscher in Moskau für Deutsch und Russisch
Оманская парфюмерная марка Amouage видит знак судьбы в сочетании розы и бессмертника и добавляет этот аккорд к партитуре Fate Man с амброволаданным шлейфом. Новый Rejouissance for Men французского бренда YESforLOV берет все от восточной томности перца, амбры и ванили. Создатель YESforLOV Кристиан Паликс так и заявляет: «Мой аромат ставит шах и мат в любовной игре». Не поспоришь — восточные мужские ароматы достаточно изящны, чтобы девушка, надев их, смогла лучше узнать любимого, который их носит.
Вообще в том, что касается любовных игр и чувственного порабощения, ароматные арсеналы мужчин и женщин отличаются весьма условно — разве что той самой пометкой for men или for women, на которую грамотные пользователи ароматов не обращают внимания. Ведь в настоящей любви извращений не бывает. Моя жена обожает шипры: цветочные, восточные, древесные.
Это довольно темпераментные ароматы. С их помощью она заявляет: у нее есть характер и воля, чтобы идти против принятых в обществе стереотипов. Настоящие джентльмены таких дам не боятся, а уважают. Для них это вызов. Такую женщину интересно пытаться покорить (а покорив — открывать, в том числе благодаря ароматам, все новые и новые стороны ее темперамента, заявляю как покоривший).
Но главная прелесть мужских ароматов — в том, что, выбрав их, женщине можно не одеваться в брючные костюмы, смокинги, твид и кожу. Это и не нужно: не облачаются же в паранджу или шаль-вары камиз, пользуясь ориентальными ароматами! Более того — духи for men транслируют строгость без поддержки в виде модной артиллерии. А потому уместны даже на важных встречах — особенно на них. Моя знакомая модель, собираясь на кастинги, всегда наносит каплю Grey Flannel от Geoffrey Beene. Так, без слов, она показывает, что относится к своему делу серьезно, и — что тоже важно — сводит к минимуму вероятность флирта. Ну а если ваш аромат отпугнет партнеров, может, это и к лучшему — цену мужчине стоит узнать до того, как вас с ним свяжут узы, хотя бы и делового контракта.
Носите аромат, который вам действительно нравится, невзирая на его половые признаки. Главное — не надевайте мужские ароматы по-мужски. Для блеска в глазах леди достаточно и половины джентльменской дозы.